Приветствую Вас, Гость Пятница, 19.04.2024, 07:40 Главная Регистрация RSS
Главная » Статьи » Испытания парашютных систем. Лётные испытания » 5. Методы ЛИ ПС

ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПАРАШЮТНЫХ СИСТЕМ
Фрагмент статьи. Источник: «Украинский аэрокосмический журнал», №6, г. Николаев, –2012г.

УДК 533.666.2: 629.7
Автор: П.И. Иванов, доктор технических наук, Феодосийский факультет Херсонского национального технического университета, г. Феодосия

ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПАРАШЮТНЫХ СИСТЕМ

Эффективность и надежность проверки работоспособности парашютных систем (ПС) в летном эксперименте по заранее установленным критериям эффективности заключается в обеспечении возможности применения натурного изделия в реальных или в условиях максимально приближенных к реальным. В отличие от моделирования, где подобие осуществляется только по некоторым, основным критериям, в натурном летном эксперименте может быть достигнуто полное подобие по всем без исключения критериям. А это уже фактически исключает вероятность пропуска аварийных комбинаций параметров, режимов и условий, которых не удалось бы обнаружить на моделях. Таким образом, эффективность и надежность проверки ПС в натурных условиях на макетах заключается в возможности обнаружения и своевременного устранения опасных комбинаций воздействующих факторов, приводящих к необратимым или нежелательным последствиям, вероятность появления которых была бы возможна в процессе применения натурного изделия по назначению.

Ефективність та надійність перевірки працездатності парашутних систем (ПС) у літному експерименті по заздалегідь установлених критеріях ефективності полягає в забезпеченні можливості застосування натурного виробу в реальних або в умовах максимально наближених до реального. У відмінності від моделювання, де подоба здійснюється тільки по деяких, основних критеріях, у натурному літному експерименті може бути досягнута повна подоба по усім без винятку критеріям. А це вже фактично виключає імовірність пропуску аварійних комбінацій параметрів, режимів і умов, яких не удалося б знайти на моделях. Таким чином, ефективність і надійність перевірки ПС у натурних умовах на макетах полягає в можливості виявлення і своєчасного усунення небезпечних комбінацій впливаючих факторів, що приводять до необоротних або небажаних наслідків, імовірність появи яких була б можлива в процесі застосування натурного виробу по призначенню.

The efficiency and reliability of performance testing of parachute systems in the flight experiment according to previously established criteria is to ensure the possibility of using full-scale product in real conditions or in conditions that are closed to real. In contrast to modeling, where the similarity is only for some, the main criteria in the full-scale flight experiment complete similarity of all criteria can be achieved. And this is in fact eliminates the possibility of missing accidents combinations of parameters, modes and conditions, which could not be found on the models. Thus, the efficiency and reliability of testing of parachute systems under natural conditions in the layout is the ability to detect and eliminate dangerous combinations of early acting factors that lead to irreversible or undesirable consequences, the probability of appearance them would be possible in the process of full-scale application of the product to its destination.

Ключевые слова: парашютные системы, летные испытания.

1. Введение

Началом практической космонавтики можно считать запуск в октябре 1957 года первого искусственного спутника Земли.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль «Восток», пилотируемый первым космонавтом планеты Ю.А. Гагариным.
С этих пор началась эра пилотируемой космонавтики. Полеты в космос требовали разработки надежных систем посадки как пилотируемых, так и беспилотных возвращаемых космических аппаратов. Парашют стал для них основным средством спасения и мягкой посадки как при возникновении различных нештатных ситуаций, например, при аварии ракетоносителя на старте или на участке выведения на орбиту, так и при штатном спуске с орбиты искусственного спутника Земли.
Разработкам и различного рода испытаниям парашютных систем в космонавтике стало уделяться большое внимание. Главную роль здесь играли летные испытания парашютных систем.
Парашют – автоматическое аэродинамическое тормозное устройство, укладываемое в относительно небольшой объем произвольной конфигурации, вводимое в требуемый момент времени в поток и образующее тормозную поверхность относительно большой площади с целью снижения скорости движения объекта до величины, допустимой для его безопасного приземления [1-6].
Проверка функционирования, работоспособности и надежности парашютных систем в летном эксперименте по заранее установленным критериям эффективности заключается в применении натурного изделия в реальных, или в условиях максимально приближенных к реальным. В натурном летном эксперименте может быть достигнуто полное подобие по всем без исключения критериям. А это уже исключает вероятность пропуска аварийных комбинаций параметров, режимов и условий, которых не удалось бы обнаружить на моделях.
Таким образом, эффективность и надежность проверки ПС в натурных условиях на макетах заключается в возможности обнаружения и своевременного устранения опасных комбинаций воздействующих факторов, приводящих к необратимым или нежелательным последствиям, вероятность появления которых была бы возможна в процессе применения натурного изделия по назначению.

2. Основная часть

Летные испытания (ЛИ) – это заключительный этап исследования и проверки работоспособности изделий парашютной техники в условиях натурного применения или максимально приближенных к натурным.
В основе ЛИ лежит классификация видов испытаний.

2.1 Классификация видов испытаний
Классификация - это упорядочение множества элементов по определенным признакам.
Целью классификации является выделение классов, типов, видов изделий по определенным критериям. Классификация видов испытаний выполняется по основным признакам согласно [7].
Рассмотрим подробно классификацию по назначению летных испытаний.
Исследовательские испытания – испытания, проводимые для изучения определенных характеристик свойств объекта испытаний (ПС).
Исследовательские испытания проводятся с целью:
– определения или оценки показателей качества функционирования испытуемой ПС в определенных условиях ее применения;
– выбора наилучших режимов применения ПС или наилучших характеристик свойств ПС;
– сравнения множества вариантов реализации ПС при проектировании и аттестации;
– построения математической модели функционирования ПС (оценки параметров математической модели);
– отбора существенных факторов, влияющих на процесс функционирования ПС и показатели качества;
– выбора вида математической модели ПС (среди заданного множества вариантов).
Исследовательские испытания ПС и систем парашютного десантирования (СПД) проводятся для первичной проверки работоспособности ПС и СПД или их элементов, выбора оптимального варианта конструкции, получения неизвестных экспериментальных зависимостей, проверки методов расчета и т.д.
В летных испытаниях парашютной техники пользуются также термином “Специальные испытания”.
Специальные испытания проводятся для определения отдельных, ранее не определявшихся характеристик опытных или серийных ПС и СПД.
Контрольные испытания – испытания, проводимые для контроля качества ПС.
Сравнительные испытания – испытания аналогичных по характеристикам или одинаковых ПС, проводимые в идентичных условиях для сравнения характеристик их свойств.
Определительные испытания – испытания, проводимые для определения значений характеристик ПС с заданными значениями показателей точности и (или) достоверности.
Классификация испытаний ПС и планирующих парашютных систем (ППС) по видам, типам, классам, а также испытаний по видам позволяет четко определить основные ключевые термины, определения и понятия, что исключает возможность их неоднозначного толкования, смешения видов, типов, затрудняющую подробный анализ результатов ЛИ.
Краткость и точность формулировок позволяет вкладывать в них однозначную, четкую смысловую нагрузку и полностью исключает ничем не оправданную потерю времени от неопределенности. В свою очередь, это повышает степень обоснованности рекомендаций и предложений, убедительность и надежность аргументации и выводов по результатам работ, что в целом способствует повышению их эффективности.
Математический аппарат теории множеств позволяет для анализа подчиненности различных видов испытаний использовать диаграммы Вена.
С помощью диаграмм Вена удается четко установить взаимоподчиненность и выполнить ранжировку видов испытаний по степени их общности, рис.1, что дает возможность избежать ошибок при определении вида испытаний.



Рис.1 Представление видов испытаний по назначению с помощью диаграмм Вена

Здесь: И - исследовательские испытания; К- контрольные испытания; Оп- определительные испытания; Ср- сравнительные испытания; Сп- специальные испытания.
Классификация видов испытаний является необходимой, базовой основой при построении теории и методологии испытаний, важным условием эффективной организации и проведения различных видов испытаний парашютных систем.

2.2 Цель и задачи летных испытаний.
Летные испытания – заключительный этап создания парашютной техники, на котором выявляются все неточности или недостатки объекта испытаний, не выявленные на всех предыдущих этапах (при выборе концепции, компоновке, проектировании, производстве и подготовке к летным испытаниям).
Основной целью летных испытаний ПС является проверка функционирования системы объект-парашют в натурных, или максимально приближенных к реальным (штатным) условиям ее эксплуатации.
Натурные условия, или максимально приближенные к натурным обеспечиваются носителями ракетно-космического комплекса (РКК) или авиационными средствами доставки и обеспечения испытательных режимов (самолетами, вертолетами, аэростатами и т.д.).
Основными задачами летных испытаний ПС являются [8]:
1. Проверка работоспособности элементов ПС и СПД (исследовательские испытания); выбор оптимальных вариантов конструкции (сравнительные испытания).
2. Оценка качества функционирования ПС и ее эффективности как в составе с весовым макетом (ВМ), так и в составе с натурным объектом (контрольные и натурные испытания).
3. Получение характеристик ПС (динамических, аэродинамических, геометрических, кинематических, летно-тактических) в процессе ее функционирования. Установление соответствия параметров ПС и СПД техническому заданию (ТЗ) или тактико-техническим требованиям (ТТТ) (определительные испытания).
Проверка целесообразности серийного производства ПС и СПД и применения их по прямому назначению; периодический контроль серийной продукции, в том числе и после внесения в нее конструктивных изменений (контрольные (типовые) испытания).
4. Экспериментальная проверка физических и математических моделей. Получение неизвестных экспериментальных функциональных зависимостей (эмпирических, полуэмпирических); проверка и уточнение существующих, а также разработка новых методов расчета характеристик процесса функционирования системы объект-ПС (исследовательские и определительные испытания).
5. Проверка и уточнение существующих, а также разработка новых методов летных испытаний ПС (включая ускоренные или ужесточенные испытания) [8].
Летные испытания ПС являются весьма дорогостоящим видом испытаний.
Кроме того, учитывая быстрое моральное старение образцов авиационной техники в условиях современного развития научно-технического прогресса, ставится условие минимизации возможных сроков проведения летных испытаний при их максимальной эффективности.
В этой связи весьма важно сформулировать основные, базовые концепции, положенные в основу ЛИ ПС.

2.3 Основные концепции, положенные в основу ЛИ ПС.
Общая методология летных испытаний

Сущность основной стратегии, положенной в основу ЛИ ПС, связанной с научно-методическим обеспечением летных испытаний парашютных систем, заключается в разработке общей методологии подготовки и проведения ЛИ ПС, базирующейся на принципах достижения экстремумов, оптимальности и компромисса критериев первостепенной важности в достаточно полной мере характеризующих процесс летных испытаний [6].
Основные концепции, положенные в основу ЛИ ПС заключаются в повышение эффективности ЛИ ПС по основным локальным – безопасность (надежность), информативность, экономичность и интегральному критериям эффективности.
Летные испытания имеют свою, отработанную практикой методологию.
Методология летных испытаний – комплекс методов (методик, приемов, способов, правил), объединенных целью оптимизации процесса испытаний по основным критериям оценки их эффективности.
Разработка общей методологии летных испытаний позволила существенно повысить надежность (безопасность) испытываемых изделий, информативную содержательность эксперимента и программы в целом, сократить финансовые, материальные и временные потери при подготовке и проведении ЛИ ПС.
До недавнего времени существовало множество различных программ испытаний, ряд разрозненных методов, приемов и способов, разрабатывавшихся для решения локальных прикладных задач ЛИ ПС. Научный уровень и качество проводимых работ не были достаточно высокими, критерии оценки качества при проведении и оценке работ не всегда были достаточно информативными. Критерии оценки информативности строились в основном по альтернативному признаку "да" или "нет" (наличие или отсутствие эффекта).
Систематического обобщения работ и целенаправленных исследований по систематизации их результатов, а также по созданию методик ЛИ ПС фактически не проводилось.
Результаты анализа состояния программ и методов ЛИ ПС, анализ потерь информации, ничем не оправданных финансовых, временных и материальных затрат, случаев низкой надежности процесса функционирования элементов и систем парашютно-десантной техники (ПДТ) стали основанием, исходными данными и отправной точкой для разработки научной проблемы - создания общей методологии ЛИ ПС.
Все построения общей методологии ЛИ должны были быть направлены на реализацию схемы компромисса, обеспечивающей выход в точку оптимума функции цели в пространстве рассмотренного выше набора локальных критериев оценки эффективности испытаний.
Актуальность проблемы построения общей методологии ЛИ состояла в необходимости постоянного совершенствования средств спасения как при аварийном покидании экипажами воздушных судов, терпящих бедствие, средств посадки космических аппаратов, спасения грузов, так и обеспечении безопасности десантирования людей, безопасности пилотирования управляемых ПС. Актуальность проблемы заключалась в необходимости разработки общей методологии ЛИ ПС как с целью оптимизации самого эксперимента в пространстве локальных критериев оценки его эффективности, так и с целью оптимизации сложного итерационного процесса проектирование – летные испытания.
Как уже было сказано выше, только в результате комплексного подхода к рассмотрению этой проблемы оказывается возможным достижение оптимума выбранных заранее критериев эффективности в процессе разработки и создания парашютных систем.
Реализация цели в процессе создания новых образцов парашютной техники, а также опыт их эксплуатации позволили осуществить теоретическое обобщение и практически решить крупную научную проблему создания общей методологии ЛИ ПС и оптимизации комплексного подхода к методам проектирования и летных испытаний ПС, имеющую важное прикладное значение.
Общая методология представляет собой комплекс методов, закрывающих основные проблемные вопросы ЛИ парашютных систем, и включает в себя:
– методику летных испытаний ПС и ППС на наполняемость [9];
– методику летных испытаний ПС и ППС на функционирование и статистическое моделирование результатов испытаний ПС [10];
– методику анализа набора проектных решений парашютных и парапланерных систем с целью отбора парето-оптимальных (эффективных решений) [11];
– методику ЛИ ПС на прочность [12];
– методику ЛИ ПС и ППС на устойчивость и управляемость [13];
– методику низковысотного десантирования [14];
–методику исследования основных летно-тактических (ЛТХ) ПС [15];
– методику ускоренных и ужесточенных испытаний с применением РВМ [16];
– общую методологию проведения летного эксперимента с целью получения максимального объема информации об объекте испытаний [17].
Практическая ценность полученных результатов состоит в существенном повышении уровня безопасности ЛИ ПС, повышении уровня надежности испытываемых образцов, повышении информативной содержательности, экономической эффективности ЛИ.

2.4 Критерии оценки эффективности испытаний

В соответствии с работой [18]: “Под эффективностью понимается степень приспособленности объекта, системы или структуры к выполнению поставленных задач при соблюдении всех требований и ограничений”.
Эффективность, в общем случае, есть отношение полезного эффекта (результата) к затратам на его получение.
В практике под эффективностью ЛИ понимается степень соответствия полученных результатов поставленным целям, или же понимают достижение цели заданной программой в заранее определенные минимально возможные сроки в полном объеме и с высоким качеством.
Эффективность можно выразить как в качественном, так и в количественном виде с помощью критериев эффективности. Критерии эффективности, в свою очередь, принято подразделять на локальные и интегральные.
Вначале формируются локальные, а затем, если это оказывается возможным, и интегральные, компактно содержащие в себе (например, в виде некоторой функциональной связи) все локальные критерии эффективности.
Интегральные критерии эффективности (ИКЭ) обычно используют для экспресс-оценки и сравнения между собой различных методов летных испытаний ПС.
Локальные критерии эффективности (ЛКЭ) летных испытаний формируются, исходя из целей, специфики и условий испытаний.
В каждом конкретном случае, в соответствии с программой и целями испытаний, формируются ЛКЭ и производится их ранжировка в соответствии с уровнем их значимости установленным, например, экспертным путем.
Локальные критерии эффективности первостепенной важности, как правило, используют для сравнения различных методик и программ летных испытаний ПС при выборе из них наиболее оптимальной.
Иногда оказывается достаточным в качестве интегральных критериев эффективности принимать фиксированный набор локальных критериев эффективности первостепенной важности.
Объективными локальными критериями оценки эффективности летного эксперимента можно считать: безопасность, информативность (качество полученных результатов и их содержательность), экономическую эффективность (например, минимизацию времени и затрат на проведение испытаний).
Основная (идеальная) стратегия, к которой необходимо постоянно стремиться в процессе ЛИ ПС, состоит в том, чтобы любая локальная операция по подготовке и проведению летного эксперимента выполнялась так, чтобы локальные критерии оценки эффективности эксперимента в ней достигали своих желательных экстремумов или оптимума, в случае их взаимного влияния друг на друга.
К сожалению, практическая реализация идеальной стратегии в большинстве случаев затруднена наложенными на исследуемую систему условиями связей и возможными стохастическими связями между критериями, и поэтому, экспериментатор реально вынужден принимать для себя в качестве идеала некоторую схему компромисса и придерживаться ее в ходе ЛИ.
Локальные критерии эффективности ЛИ выводятся, исходя из целей, специфики и условий испытаний, таких, как [18]:
– безопасность; оценка возможных исходов и степени риска;
– информативность и получение качественных, высокой точности результатов;
– разработки оптимальных методов испытаний;
– рационального планирования экспериментов;
– оперативного контроля и анализа результатов летных испытаний;
– сопоставление различных вариантов организации и проведения летных испытаний;
– минимально-возможных временных, материальных и финансовых затрат.
Рассмотрим несколько подробнее локальные критерии оценки эффективности эксперимента.
Под безопасностью понимается отсутствие угрозы потери здоровья и жизни персонала, выполняющего и обслуживающего ЛИ, а также потери материальной части в процессе испытаний. Безопасность обычно оценивается надежностью функционирования (вероятностью безотказной работы) используемых устройств и систем.
Эксперимент считается безопасным, если достаточно высок уровень надежности функционирования системы по заранее заданной программе, что обеспечивает достаточно высокую гарантию безопасности как участников эксперимента, так и людей, находящихся в зоне эксперимента, а также гарантию сохранности материальной части обеспечивающей ЛИ. Количественно, как уже было отмечено, безопасность может быть оценена вероятностью благоприятного исхода эксперимента по указанным выше условиям (например, с привлечением статистики аналогов).
Понятие информативности включает в себя количество и качество результата, информативную содержательность, корректность методики организации (подготовки и проведения) эксперимента.
Под качественным результатом летного эксперимента понимается результат, с высокой степенью достоверности отражающий истинные характеристики исследуемого процесса.
Основной количественной оценкой качества конкретного результата является его точность, обратно пропорциональная среднеквадратическому отклонению результатов измерений от величины математического ожидания. Здесь следует отметить, что большинство результатов летных исследований ПС подвержено значительному шуму ошибок эксперимента, что требует применения в их обработке методов стохастической аппроксимации – асимптотических процедур поиска, позволяющих находить экстремумы функций цели даже в условиях интенсивного шума ошибок эксперимента.
Степень корректности и правильности методики организации эксперимента позволяет априори с высокой степенью достоверности сократить начальный интервал неопределенности для получения результата, достаточного для корректного ответа на поставленный в эксперименте вопрос. Некорректно выбранная методика организации эксперимента приводит либо к неточному результату и, как следствие, неправильным выводам, вытекающим из него, либо к правильному, но не имеющему в данный момент практической ценности, т.е. не отвечающему на поставленный перед экспериментом вопрос.
Сущность корректности методики организации эксперимента состоит, прежде всего, в точности и правильности определения минимального объема требуемых мероприятий для достижения цели эксперимента. Степень корректности методики определяется ее аттестацией и зависит от опыта, знаний и квалификации ведущих специалистов, разрабатывавших методику и выполняющих испытания. Приближенно, косвенно может быть оценена уровнем квалификации специалиста по рейтинговой системе, или отношением количества успешно завершенных к общему количеству проведенных им работ.
Эксперимент считается информативно содержательным, если результаты обработки его материалов позволяют получить качественный результат и с высокой степенью достоверности дать однозначный ответ на поставленный в эксперименте вопрос (например, выдерживает ли ПС режим по прочности, наполняемости и т. д.).
Информативную содержательность эксперимента можно измерить или вероятностью получения четкого однозначного ответа на поставленный экспериментатором вопрос, или, в первом приближении, коэффициентом, равным отношению объема полученной в эксперименте информации к запланированному объему.
Обработка первичной информации, полученной в эксперименте, и анализ ее результатов позволяют также с определенной степенью надежности сделать вывод о характере протекания исследуемого процесса.
Под экономической эффективностью летного эксперимента понимается величина, обратная относительным финансовым затратам и относительному времени, затраченному на эксперимент.
В ряде случаев, экономическую эффективность летного эксперимента понимают как отношение стоимости полученного результата к затратам на эксперимент. Проблема здесь, правда, состоит в оценке стоимости полученного результата. Можно, например, взять прибыль от запущенного в серию образца, высокое качество которого подтверждено именно в данном эксперименте.
Наиболее удобно использовать в качестве критерия экономической эффективности отношение прибыли от эксперимента к затратам на эксперимент.
При этом, если прибыли нет (как правило, это тематика НИР), то критерий экономической эффективности принимается равным нулю. Если прибыль равна затратам или превышает ее, то критерий принимается равным единице. Во множестве всех остальных случаев значение критерия экономической эффективности колеблется между нулем и единицей.
Выше были кратко рассмотрены локальные критерии оценки эффективности эксперимента.
Перечисленные выше основные критерии оценки эффективности эксперимента в процессе проведения испытаний могут вступать между собой в логическое противоречие.
Так, например, требование безопасности может вступать в противоречие с требованиями экономической эффективности, т.е. минимизации времени и затрат на их проведение. В свою очередь, требование минимизации времени и затрат на их проведение с эффективностью и качеством получаемых результатов и т.д.
Возникает проблема оптимизации процесса испытаний по перечисленным выше критериям при наличии условий ограничений, т.е. поиска компромиссного решения в пространстве основных критериев (при наличии тех же ограничений).
Решение задач оптимизации, в данном случае, может быть найдено либо сведением их к задачам поиска экстремумов некоторых безразмерных критериальных комплексов, составленных из основных локальных критериев оценки качества, либо методами многокритериальной оптимизации.
В тех же случаях, когда не удается в достаточно простой форме интегрального критерия представить и описать эффективность сравниваемых экспериментов, методов, методик или программ, целесообразно использовать методы теории многокритериальной оптимизации [11], [19], методы теории принятия решений [20].
Кроме того, в этих случаях могут быть весьма полезными стандарты [21], [22].

Заключение

В заключение сформулируем краткие выводы по результатам данной работы.
1. Приведена классификация видов летных испытаний по назначению.
2. Сформулированы цель и основные задачи ЛИ ПС и ППС.
3. Рассмотрена общая методология летных испытаний.
4. Определены основные концепции, положенные в основу ЛИ ПС, заключающиеся в повышении эффективности ЛИ ПС по основным критериям эффективности.
5. Рассмотрены критерии оценки эффективности эксперимента.

Литература

1. Лобанов Н. А. Основы расчета и конструирования парашютов: - М.: Машиностроение, 1965. - 364 с.
2. Алексеев С. М., Балкинд Я. В., Гершкович А. М., Еремин В.С. и др. Средства спасения экипажа самолета: - М.: Машиностроение, 1975. - 432 с.
3. Агроник А.Г., Эренбург Л.И. Развитие авиационных средств спасения: - М.: Машиностроение, 1990. - 256 с.: ил.
4. Иванов П.И. Летные испытания парашютных систем: - Феодосия, 2001.- 332 с.
5. Иванов П.И. Парашютные системы космических аппаратов: - Феодосия, 2001. -150 с.
6. Іванов П.І. Методологія літних випробувань парашутних систем та парапланерних літальних апаратів.–Рукопис. Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора технічних наук за спеціальністю 05.07.07.– Випробування літальних апаратів та їх систем. Національний авіаційний університет, Київ, 2003.-333c.
7. ГОСТ 16504-81 "Испытания и контроль качества продукции" (Виды испытаний), Госстандарт СССР, 1981.
8. Методические указания 76-83 "Перечень параметров парашютных систем и средств парашютного десантирования, подлежащих измерениям по категориям и видам испытаний, необходимая точность их измерения", М., НИИ АУ, 1983.
9. Иванов П.И. Методика оценки формообразования и наполняемости купола парашюта в летном эксперименте № 16101.52.00 (инв.32681), НИИ АУС, Феодосия, 2000.-96с.
10. Иванов П.И. Методика №16102.52.00 (инв. 32685). Статистическое моделирование летных испытаний ПС по методу Монте-Карло. Метод летных испытаний ПС на функционирование. НИИ АУС, Феодосия, 2000. -30с.
11. Иванов П.И. Методика № 16090.34-99 анализа набора проектных решений парашютных и парапланерных систем с целью отбора парето-оптимальных (эффективных) решений: - НИИ АУС, Феодосия, 1999.-21с.
12. Иванов П.И. Методика № 16117.52-01 Метод летных испытаний ПС на прочность:- НИИ АУС, Феодосия, 2001.-65с.
13. Иванов П.И. Методика № 16118.52-01 Методы летных испытаний ПС и ППС на устойчивость и управляемость:- НИИ АУС, Феодосия, 2001.-33с.
14. Иванов П.И. Методика № 16127.52-01 Метод низковысотного десантирования:- НИИ АУС, Феодосия, 2001.-19с.
15. Иванов П.И. Методика № 16125.52-01 Методы исследования основных летно-тактических характеристик ПС и ППС:- НИИ АУС, Феодосия, 2001.-55с.
16. Иванов П.И. Методика № 16131.52-01 ускоренных и ужесточенных испытаний с применением разделяемого весового макета (РВМ):- НИИ АУС, Феодосия, 2001.-51с.
17. Иванов П.И. Общая методология проведения ЛЭ с целью получения максимального объема информации об объекте испытаний. НИИ АУС, Феодосия, 2002.-20с.
18. Миронов А.Д., Лапин А.А., Меерович Г.Ш., Зайцев Ю.И. "Задачи и структура летных испытаний самолетов и вертолетов", М., Машиностроение, 1982.
19. Ногин В.Д., Протодьяконов И.О. и др. Основы теории оптимизации: - М.: Высшая школа, 1988.
20. Саркисян С.А., Каспин В.Я., Лисичкин В.А. и др., Теория прогнозирования и принятия решений:- М.: Высшая школа, 1977.- 352 с.
22. ГОСТ В 15.210-78 "Испытания опытных образцов изделий". Основные положения", ГОСКом СССР по стандартам, М.,1986.
23. ГОСТ 14205-83 "Технологичность конструкции изделий. Термины и определения". Государственный комитет СССР по стандартам. М.,1983.
Категория: 5. Методы ЛИ ПС | Добавил: Petr (08.02.2012)
Просмотров: 2595 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ДокторЛивси  
0
В тексте статьи автор несколько раз указал, что ЛИПС - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ этап исследования и проверки работоспособности...
А как же исследовательские испытания, проводимые, к примеру, с целью выбора вида математической модели ПС? Ведь построение матмодели ПС - один из первоначальных этапов проектирования. Или я заблуждаюсь?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]