Главная » Статьи » Стендовые испытания парапланерных систем » 1. Методика и организация стендовых испытаний |
ВЕТРОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПАРАПЛАНЕРНЫХ СИСТЕМ В отличие от испытаний парашюта, летным испытаниям параплана обязательно должны предшествовать стендовые (ветровые) испытания. Это обусловлено спецификой параплана заключающейся в том, что в отличие от парашюта, где первые испытания и испытания на критических режимах проводятся с манекеном, испытания с парапланом от начала и до конца проводятся только пилотом - испытателем. Стендовые (куда входят и лабораторные испытания) - в основном испытания на статическую нагрузку - проводятся с целью определения прочностных показателей элементов парапланерной системы, износостойкости, влияния светопогоды и т. д. Ветровые - занимают промежуточное положение между стендовыми и летными и заключаются, в основном, в оценке формообразования элементов и конструкции в целом под действием скоростного напора в условиях старта и в условиях максимально приближенных к полетным. Целью ветровых испытаний является определение необходимых регулировок для устранения видимых дефектов в геометрии крыла и стропной системы, таких как: появление складок, гофра, морщин на полотнищах и нервюрах, нежелательные деформации профиля и крыла в целом, провисание или перенапряжение элементов стропной системы и т.д. Дефекты в геометрии конструкции параплана, обнаруживаемые в ветровых испытаниях, могут быть устранимыми или неустранимыми. Устранимые могут быть сняты с помощью регулировок стропной системы (что обычно наблюдается при первоначально неверной регулировке длин строп из-за неучета сжатия крыла после его наполнения и нагружения). Неустранимые дефекты могут приводить к : - доработке или даже полной переделке конструкции стропной системы; - доработке полотнищ и нервюр крыла (с целью изменения их положения в пространстве); - доработке (переделке) силового каркаса силовых нервюр и т.д. Наряду с возможностью устранения видимых дефектов в геометрической форме конструкции, ветровые испытания позволяют также оценить стартовые динамические характеристики крыла и, при необходимости, выполнить их стабилизацию. Так, например, крыло должно устойчиво выходить в положение строго над головой пилота и быть устойчивым в этом положении (т.е. не должно наблюдаться бросков вперед, а также колебаний по курсу, крену и тангажу). Под устойчивостью в данном случае понимается как устойчивость формы конструкции (нет смятий, подминаний, заломов консолей или кромок) так и устойчивость динамическая (отсутствие колебаний крыла и конструкции в целом). Алгоритм проведения ветровых испытаний заключается в следующем. 1. Испытания проводятся на горизонтальной площадке при скорости ветра 3-5 м/с. 2. Крыло раскладывается на стартовом полотнище так, чтобы верхняя оболочка была внизу, а нижняя наверху; воздухозаборники при этом должны быть открыты и ориентированы навстречу набегающему потоку. Стропы управления должны быть предварительно затянуты так, чтобы форма разложенного крыла напоминала подкову. Это делается, в основном, для облегчения старта крыльев большого удлинения, которые склонны к образованию "бабочки" в момент подъема крыла. 3. Энергичным движением навстречу потоку (прямым или обратным стартом) пилот переводит крыло в положение над головой. 4. Оцениваются стартовые динамические характеристики подъема крыла: -время наполнения ячеек и формообразования крыла в момент начала подъема; -скорость подъема и наличие или отсутствие тенденции к "клевку” вперед после прохождения вертикали; -устойчивость крыла динамическая в положении крыла над головой пилота; -устойчивость конструкции - отсутствие деформаций верхней и нижней оболочки, провисание строп и т.д. Здесь пилот вначале обращает внимание на нижнюю поверхность и устанавливает зоны с наличием складок, нежелательных деформаций профиля и крыла в целом. Оператор, помогающий пилоту, оценивает гладкость верхней поверхности крыла, наличие провисающих или перенапряженных элементов стропной системы, динамику хода строп управления и формообразования задней кромки и крыла в целом в процессе работы строп управления. 5. По результатам визуального осмотра геометрии и динамики параплана принимается решение о его доработках (при необходимости). 6. Решение о проведении летных испытаний принимается только после положительных результатов ветровых испытаний. Положительными результатами ветровых испытаний можно считать удовлетворительную динамическую устойчивость крыла и отсутствие недопустимых деформаций элементов конструкции в целом. Следующим этапом уже можно осуществлять летные испытания парапланов. | |
Просмотров: 725 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |