Главная » Статьи » Теория параплана » 1. Основные термины и определения |
Характерные точки, линии, сечения и виды системы пилот-параплан.Часть5
Составитель Иванов П.И. Характерные точки, линии, сечения и виды системы пилот-параплан.Часть5 Основные понятия, термины и определения, используемые в парапланерной технике, даны в соответствии с работой [1]. Фронтальная проекция системы пилот-параплан – вид на систему спереди. Профильная проекция системы пилот-параплан – вид на систему сбоку. Горизонтальная проекция системы пилот-параплан – вид на систему сверху. Центральное сечение (ЦС) системы пилот-параплан – сечение системы, находящейся в полетном балансировочном положении, продольной плоскостью симметрии. Вертикальное поперечное сечение системы пилот-параплан – сечение системы, находящейся в полетном балансировочном положении, вертикальной поперечной плоскостью, перпендикулярной плоскости симметрии параплана и проходящей через точку центра масс пилота или системы. Линия вертикального сечения (ЛВС) – линия, образованная пересечением вертикальной поперечной плоскости с поверхностью хорд крыла параплана. Поверхность хорд крыла - линейчатая поверхность, образованная хордами плотно примыкающих друг к другу профилей крыла. Центр масс параплана (ЦМП) – точка, лежащая в плоскости симметрии параплана, к которой приложен вектор силы тяжести, действующей на параплан. Вес параплана складывается из веса крыла и веса стропной системы:. Центр масс крыла (ЦМК) – точка, лежащая в плоскости симметрии параплана, к которой приложен вектор силы тяжести, действующей на крыло. Центр масс стропной системы (ЦМСС) – точка, лежащая в плоскости симметрии параплана, к которой приложен вектор результирующей силы тяжести, действующей на стропную систему. Точки приложения сил и (ЦМК и ЦМСС) лежат в плоскости симметрии параплана на определенном расстоянии друг от друга. Точка приложения результирующей силы лежит на линии, соединяющей точки приложения сил и, на расстояниях, обратно пропорциональных этим силам, считая от точек их приложения. Центр масс пилота (груза) (ЦМГ) – точка, лежащая в плоскости симметрии параплана, расположенная в районе пряжки поясного обхвата пилота, к которой приложен вектор силы тяжести. В точке ЦМГ обычно вводятся две системы координат– скоростная и нормальная. Центр масс системы пилот-параплан (ЦМС) – точка, лежащая в плоскости симметрии параплана, к которой приложен вектор силы тяжести, действующей на систему пилот-параплан:. Точка приложения результирующей силы тяжести лежит на линии, соединяющей точки приложения сил и , на расстояниях, обратно пропорциональных этим силам, считая от точек их приложения. В точку ЦМС обычно вводятся две системы координат– скоростная и нормальная . Центр давления крыла (ЦДК) – точка приложения вектора аэродинамической силы крыла:. Подъемная сила создается только крылом параплана. Центр давления стропной системы (ЦДСС) – точка приложения результирующей аэродинамической силы сопротивления стропной системы. Центр давления параплана (ЦДП) – точка, относительно которой моменты сил и взаимно уравновешены. В ЦДП приложена сила лобового сопротивления параплана. Центр давления груза (ЦДГ) – точка приложения силы лобового сопротивления груза (пилота). Центр давления системы (ЦДС) – точка, относительно которой в полетном, балансировочном положении параплана моменты сил, и взаимно уравновешены. В ЦДС приложена сила лобового сопротивления системы пилот-параплан:. Все точки центров давлений, также как и центров масс в полетном балансировочном положении лежат в плоскости симметрии параплана. Взаимное положение точек центров масс и центров давлений зависит от масс крыла, стропной системы, несущих свойств крыла, арочности, сопротивлений крыла и стропной системы, массы и сопротивления пилота и может быть различным друг относительно друга. Для упрощения расчетов иногда полагают совпадающими точки ЦМГ и ЦДГ, а также ЦМСС и ЦДСС. Фокус (фокус по углу атаки) – точка, расположенная на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии системы пилот-параплан, относительно которой момент тангажа остается постоянным при малых изменениях только угла атаки. Иногда фокус определяется как точка приложения приращения подъемной силы при малых изменениях угла атаки. Точка пересечения хорды профиля ЦС крыла с вертикалью – точка хорды профиля ЦС, через которую проходит линия вертикального сечения (ЛВС) крыла, образованная пересечением вертикальной плоскости, проходящей через точку подвески параплана к пилоту (либо через центр масс пилота (груза), либо через центр масс системы пилот-параплан), с поверхностью хорд крыла. В эту точку обычно вводятся связанная и нормальная системы координат, причем ось связанной системы координат направляется по хорде профиля ЦС от хвостовой к носовой части или наоборот. Точка носика профиля ЦС –. В нее обычно вводится связанная система координат, параллельная системе координат с центром в точке пересечения хорды профиля ЦС с вертикалью, но направление осей у них может быть противоположным. Линия максимального размаха (ЛМР) – линия на поверхности хорд крыла, соединяющая наиболее удаленные друг от друга точки крыла. Средняя аэродинамическая хорда крыла (САХ) – хорда такого прямоугольного (в плане) крыла, не имеющего геометрической и аэродинамической крутки (с постоянным профилем вдоль размаха), площадь которого равна площади крыла реального параплана и имеющего те же величины аэродинамических сил и продольных моментов, что и реальное крыло параплана. Угол системы в прямолинейном полете – угол между вертикалью и линией действия результирующей силы, действующей на груз (пилота) со стороны параплана. Лежит в плоскости симметрии системы пилот-параплан и приложена к центру масс пилота. Профиль крыла – контур поперечного сечения крыла. Хорда профиля геометрическая – линия, соединяющая между собой две наиболее удаленные точки профиля. Хорда профиля аэродинамическая – линия, проводимая из точки хвостика профиля навстречу вектору скорости набегающего потока, причем профиль движется под углом атаки, на котором коэффициент аэродинамической подъемной силы профиля равен нулю. Установочный угол профиля – угол между геометрической хордой профиля крыла установленного в балансировочное положение и горизонталью. Геометрическая крутка крыла – изменение установочного угла профиля вдоль размаха крыла. Аэродинамическая крутка крыла – изменение положения аэродинамических хорд в пространстве вдоль размаха крыла. Если аэродинамические хорды профилей крыла лежат в одной плоскости – крыло аэродинамически не закручено. Шеренга строп – распределение строп вдоль размаха крыла. Ряд строп – распределение строп вдоль хорды крыла. Литература 1. Иванов П.И. Проектирование, изготовление и испытания парапланов (монография, ISBN 966-95903-0-2),– вып.4, Феодосия, 2007.– 280 с. | |
Просмотров: 2262 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |