Главная » Статьи » Теория параплана » 1. Основные термины и определения |
Основные понятия, термины и определения. Системы координат.Часть1
Составитель Иванов П.И. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. СИСТЕМЫ КООРДИНАТ. Часть1 Основные понятия, термины и определения, а также системы координат, используемые в парашютной и парапланерной технике, даны в соответствии с работами и стандартами [1], [2], [3]. Параплан – аэродинамическое устройство-паритель, по конструкции аналогичное планирующему парашюту. Имеет двухоболочковое, наполняемое через воздухозаборники внешним потоком крыло относительно большого удлинения (больше, чем у планирующего парашюта) и стропную систему. Предназначен для парящих полетов в восходящих потоках, динамических потоках обтекания склонов гор, и планирующего снижения на перепадах высот [1]. Подвижная система координат – правая прямоугольная декартова система координат, начало которой помещено на системе (обычно в характерных точках или в центре масс системы пилот-параплан), а направление осей выбирается в соответствии с задачей. Нормальная система координат – подвижная система координат, ось которой направлена вверх по местной вертикали, а направление осей и выбирается в соответствии с задачей. Связанная система координат – подвижная система координат, осями которой являются продольная ось , нормальная ось и поперечная ось , фиксированные относительно системы пилот-параплан. Продольная ось – расположена в плоскости симметрии системы и направлена от хвостовой к носовой ее части. Нормальная ось – расположена в плоскости симметрии и направлена к верхней части системы. Поперечная ось – перпендикулярна плоскости симметрии и направлена к правой части (вдоль правого полукрыла) системы. Скоростная система координат – подвижная система координат, ось которой совпадает с направлением скорости системы, а ось лежит в плоскости симметрии и направлена к верхней части системы. Названия осей скоростной системы координат Скоростная ось – совпадает с направлением скорости системы . Ось подъемной силы – лежит в плоскости симметрии и направлена к верхней части системы. Боковая ось – в совокупности со скоростной и осью подъемной силы образует правую прямоугольную декартову систему координат. Траекторная система координат – подвижная система координат, ось которой совпадает с направлением земной скорости , ось лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось и направлена обычно вверх от поверхности Земли. Угол атаки – угол между продольной осью и проекцией скорости системы на плоскость связанной системы координат. Считается положительным, если проекция скорости на нормальную ось – отрицательна. Угол скольжения – угол между направлением скорости системы и плоскостью связанной системы координат. Считается положительным, если проекция скорости системы на поперечную ось положительна. Пространственный угол атаки – угол между продольной осью и направлением скорости системы пилот-параплан. Всегда считается положительным. Угол рыскания – угол между осью нормальной системы координат и проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость нормальной системы координат. Считается положительным, когда ось совмещается с проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси. Угол тангажа – угол между продольной осью и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат. Считается положительным, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости. Угол крена – угол между поперечной осью и осью нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором угол рыскания равен нулю. Считается положительным, когда смещенная ось совмещается с поперечной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси. Угол наклона траектории – угол между направлением земной скорости и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат. Считается положительным, когда проекция земной скорости на ось положительна. Литература 1. Иванов П.И. Проектирование, изготовление и испытания парапланов (монография, ISBN 966-95903-0-2),– вып.4, Феодосия, 2007.– 280 с. 2. ГОСТ 20058-80. Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения.– М.: Изд-во стандартов, 1981.- 52 с. 3. ГОСТ 21452-88. Системы парашютные. Термины и определения.– М.: Изд-во стандартов, 1988. –16с. | |
Просмотров: 4020 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||