Главная » Статьи » Теория параплана » 4. Динамика полёта ППС |
Вход в разворот путем смещения центра масс пилота в подвесной системе При наклоне (перекосе) крыла аэродинамическая сила параплана , которая в прямолинейном установившемся полете находилась в вертикальной продольной плоскости симметрии крыла, начинает смещаться вправо, следуя за наклоном плоскости симметрии крыла. Связь между векторами действующих на параплан сил следующая: , а , где – аэродинамическая сила крыла; –аэродинамическая подъемная сила параплана (крыла); – сила лобового сопротивления крыла; – сила сопротивления стропной системы (включая свободные концы), [1]. Результирующая (равнодействующая) сила параплана , действующая на пилота (груз) со стороны параплана, которая в прямолинейном установившемся полете также находилась в вертикальной продольной плоскости симметрии крыла, начинает смещаться вправо, следуя за наклоном плоскости симметрии крыла. Центр масс параплана при его наклоне также сместится в сторону наклона. Вектор результирующей силы параплана равен геометрической сумме силы веса параплана и аэродинамической силы параплана : , [1]. Силы и приложены в разных точках пространства, поэтому в общем случае, в неустановившемся режиме движения из-за наступившей разбалансировки сил, линии действия (ЛД) этих сил могут быть перекрещивающимися прямыми, а не пересекающимися. Т.е. между этими линиями существует определенное минимальное расстояние, равное длине перпендикуляра (проведенного одновременно к обеим прямым). Длина этого перпендикуляра формирует плечи для сил и. В этом случае возникают моменты от этих сил относительно мгновенного центра вращения, лежащего на перпендикуляре, стремящиеся перевести систему в положение, при котором ЛД этих сил пересекутся и моменты исчезнут. Таким образом, появляется точка пересечения,–точка приложения силы в пространстве. Естественно, что в переходном процессе ликвидации моментов и приведения ЛД сил к общей точке пересечения, система будет неустойчивой. Вектор результирующей силы, действующей на пилота (груз), равен геометрической сумме сил сопротивления и веса пилота:. Силы и в общем случае также приложены к разным точкам, поэтому из-за наступившей разбалансировки сил появится момент, приводящий ЛД этих сил в одну плоскость, после чего появится точка пересечения ЛД – точка приложения силы. В установившемся (балансировочном) режиме движения: , [1]. В общем случае, в неустановившемся режиме движения линии действия сил и могут быть перекрещивающимися прямыми, а не пересекающимися. Т.е. между этими линиями существует определенное минимальное расстояние, равное длине перпендикуляра (проведенного одновременно к обеим прямым). Длина этого перпендикуляра формирует плечи для сил и . В этом случае возникают моменты от этих сил относительно мгновенного центра вращения, лежащего на перпендикуляре, стремящиеся перевести систему в положение, при котором ЛД этих сил пересекутся и моменты исчезнут. Система перейдет в состояние относительного равновесия. Линия действия вектора результирующей силы, пересекаясь с ЛД результирующей силы пилота (груза) , образует параллелограмм сил, диагональ которого – центростремительная сила вызывает скольжение системы в сторону опущенного полукрыла. Скольжение и крен вызывают появление момента рыскания, стремящегося устранить скольжение и вызывающего разворот системы в сторону опущенного полукрыла. Система входит в разворот. Вопрос. Почему при перекосе крыла параплана путем изменения положения ЦТ пилота в подвесной системе возникает разворот системы в сторону опущенного крыла? При перекосе крыла возникает крен и скольжение системы в сторону опущенной консоли. Из аэромеханики устойчивого крыла известно, что появление крена и скольжения приводит к одновременному появлению неразрывно связанного с ними в этом случае момента рыскания. Момент рыскания начинает разворачивать систему в сторону опущенного полукрыла, одновременно устраняя крен и скольжение, так как устойчивая система (параплан в целом) стремится развернуться так, чтобы плоскость ее симметрии совпала с вектором скорости набегающего потока. Т.е. устойчивая система стремится выйти в свое балансировочное положение с разворотом в сторону опущенного полукрыла, устранив крен и скольжение. А в балансировочное положение она стремится потому, что в этом положении, в соответствии с принципом минимума энергетических затрат, работа сил сопротивления против направления прямолинейного движения системы –минимальна. Из теоретической механики известно, что любая система стремится перейти из одного состояния в другое затратив на переход как можно меньше энергии, т.е. так, чтобы ее работа против сил сопротивления была минимально возможной. Литература 1. Иванов П.И. Проектирование, изготовление и испытания парапланов (монография, ISBN 966-95903-0-2),- вып.4, Феодосия, 2007.– 280 с. | |
Просмотров: 738 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |