Приветствую Вас, Гость Пятница, 07.08.2020, 01:44 Главная Регистрация RSS
Главная » Статьи » Теория параплана » 7. Прочность ППС

Обзор лучших импортных образцов ткани

Обзор лучших существующих импортных образцов тканей для парапланерной техники

     Производитель тканей: французская фирма NCV indastries (бывшая NCV Porche Marine). Выпускает парапланерные ткани SkyTex, NewSkyTex. Последняя имеет широкоиспользуемые артикулы F 09092 1580/E29A, и F 09092 1580/E38A.      Первые четыре цифры в артикуле означают тип плетения, последние четыре символа– тип пропитки. Эти ткани наши производители парапланерной техники используют на верхнюю, нижнюю оболочку и нервюры. Однако французская фирма NCV indastries рекомендует использовать ткань F 09092 1580/E38A  предпочтительно для нижней оболочки крыла; для верхней – есть другой тип пропитки. Сегодня NCV выпускает ткань с плетением 9017 и наряду со SkyTex рекомендует использовать для нижней оболочки ткань 9017E38A, которая по прочности такая же, как и SkyTex, но легче на 10% (ее вес 39г/м2, против 45г/м2 у SkyTex).

     Для тканей, используемых при изготовлении нервюр, важное значение имеет степень ее деформируемости по диагонали. Здесь NCV рекомендует 9017E29A. По данным производителя, растяжение этой ткани по диагонали под различной нагрузкой примерно в 8 раз меньше, чем у SkyTex под той же нагрузкой. На сегодня пока альтернатив этой ткани для нервюр – пока нет. На ощупь эта ткань напоминает кальку.

     При установке ткани на верхнюю оболочку парапланерного крыла необходимо учитывать два основных критерия: воздухопроницаемость и износостойкость. Ткани 9017E77A, 9092E77A с пропиткой Е77А имеют воздухопроницаемость примерно в 9-10 раз меньше, чем у SkyTex и 9017E38A, и поэтому рекомендованы для верхней оболочки. Износостойкость их также выше, чем у SkyTex. Эти ткани на ощупь напоминают Gelvenor (производитель Gelvenor  Textiles, Южная Африка), только они тоньше и легче его. В Европе ткани от NCV дешевле тканей от Gelvenor.

     Гельвенор имеет достаточно высокие показатели прочности и износостойкости, легче переносит сырость, но тяжелее, чем SkyTex. Достаточно долговечны благодаря стойкости силиконовой пропитки к ультрафиолетовому излучению. Однако имеют повышенную жесткость, неравномерный характер износа и относительно большой вес (50г/м2). Именно из-за большого веса ряд фирм использует их для строительства учебно-тренировочных парапланов, где требования веса аппарата не критичны.

     Отметим, что ткани SkyTex и NewSkyTex имеют большую мягкость и изнашиваются более равномерно, чем Гельвенор.

     Недостатком SkyTex до недавнего времени было сравнительно быстрое старение ткани по сравнению с Гельвенором. Однако появление тканей NewSkyTex, по параметру «старение», приблизило их к Гельвенору.

     Существует мнение в среде пилотов, что ткани NewSkyTex превосходят Гельвенор в условиях горных полетов (более жесткое ультрафиолетовое излучение, большие перепады температур, старты с каменистых площадок).

     Таким образом, подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие выводы об использовании тканей в конструкции параплана:

верхняя оболочка спортивных крыльев – NCV 9017E77A или NCV 9092E77A;

верхняя оболочка крыльев других типов – Gelvenor LCN 066;

нижняя оболочка всех типов крыльев – NCV 9017E29A;

нервюры для всех типов крыльев – NCV 9017E29A.

     Аппарат, приобретаемый на долгие годы, должен быть изготовлен из более прочной и износостойкой ткани, даже если она тяжелее. Так что желание пилота иметь верхнюю оболочку из Gelvenor LCN 066 вполне обосновано.

     На верхней оболочке крыла желательно иметь ткань с минимально возможной воздухопроницаемостью. Существует определенное мнение о влиянии характеристик ткани на летные характеристики парапланов, что, вероятно, связано с формообразованием элементов конструкции крыла, в частности, жесткость и деформация ткани в местах сшивок.  Например, из-за меньшей жесткости ткани верхняя часть у носика профиля получается чуть лучше. Точнее, при жесткой ткани морщин меньше, но они крупнее, на мягкой – морщин больше, но они меньше по размеру.

     Все это влияет на формирование погранслоя, паразитных возвратно-циркуляционных и отрывных течений с поверхности крыла, изменяя летно-тактические характеристики, характеристики устойчивости и управляемости системы пилот-параплан.

     Кроме того, важно знать, как ведет себя пленочное покрытие на верхней образующей ткани, динамика его разрушения от переудлинения и повышение воздухопроницаемости ткани, что неизбежно приводит к уменьшению перепада давления, уменьшению подъемной силы крыла, увеличению толщины погранслоя и увеличению силы лобового сопротивления. Уменьшению максимальной скорости, сокращению диапазона скоростей полета и увеличения вероятности появления срывных режимов и режимов сваливания аппарата на крыло.     

     Весьма важны прочностные показатели тканей, такие, как: разрывная прочность ткани и прочность на раздир и характер их снижения под влиянием светопогоды. Относительное удлинение ткани под нагрузкой, жесткость по диагонали и характер их изменения под влиянием светопогоды, циклических нагрузок и старении материала. 

     Конструкторские решения в процессе проектирования также существенно влияют на прочностные показатели, например, крепление строп к крылу через косынки или напрямую к силовой нервюре значительно изменяют характеристики прочности. 

     Практика показывает, что динамические повреждения крыльев возникают либо от технологических ошибок в местах сочлениения деталей, где возникают большие концентраторы напряжений, либо от конструкторских ошибок (что также приводит к концентрации напряжений и разрушениям). 

     Ткань Carrington, производство Великобритании, также находит применение в практике строительства парапланов. Стоимость этих тканей достаточно высокая (от 7 до 10$ за 1м2). Необходимо отметить, что требования рынка на ткань– сезонны.

 Требования, предъявляемые к текстильным материалам для 

 парапланерной техники

     Можно сформулировать общие основные требования, предъявляемые к текстильным материалам для парапланерных систем в целом: 

минимально возможный вес и занимаемый ими объем –тканей, шнуров и лент;

высокая степень прочности;

требуемое удлинение; элластичность;

стойкость к воздействию циклических загрузок и деформаций, светопогоды, ультрафиолетового излучения, к ожогам и изнашиваемости;

высокая степень устойчивости к диагональным деформациям;

высокая прочность ткани на "раздирание”;

малое относительное удлинение;

стойкость к сминаемости (минимум складок и остаточних деформаций);

воздухопроницаемость ткани в пределах  0 -10 л*м2/c.

долговечность;

устойчивость ко всем формам износа и старения;

– устойчивость к повышенной влажности;

низкая стоимость;

– хороший товарный вид.

   Задачи для научно-исследовательских работ и промышленности страны по текстильному материаловедению для парашюто– и парапланеростроения: 

разработка и постоянное совершенствование образцов текстильных материалов, лент и шнуров, не уступающих по качеству и характеристикам и даже превосходящим лучшие зарубежные образцы-аналоги.

 

Категория: 7. Прочность ППС | Добавил: Petr (05.09.2012)
Просмотров: 3045 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]