Приветствую Вас, Гость Пятница, 29.03.2024, 12:53 Главная Регистрация RSS
Главная » Статьи » Теория параплана » 8.2 Методы старта и посадки

Методы старта

Методы старта

 

Статистика летных происшествий показывает, что большое количество травм пилотов связано со стартом и посадкой.

Один опытный пилот как-то в шутку сказал: Все пилоты новички разделяются на две группы: одни не знают, как взлететь, – другие,– как сесть.

Однако встречаются и такие, которые не знают ни того, ни другого.

 

Вероятность травматизма пилота на старте повышается:

– с увеличением скорости (силы) ветра и степени его турбулентности;

– при изменении направления ветра (слишком «косой» ветер);

– при старте с неподготовленных для старта площадок;

– при старте с очень загруженных площадок, когда рядом и ниже вас на склоне готовятся к старту и другие пилоты;

– при старте с очень крутых склонов;

– при старте со склонов с осыпью;

– при старте с новым для пилота крылом и наличием хотя бы одного из перечисленных выше факторов.

 

В парапланерном спорте существует два основных вида старта:  прямой и обратный.

 

Техника прямого старта.

Прямой старт, как правило, применяется при полном отсутствии или при слабом ветре (1-3м/с), при условии, что перед пилотом есть достаточной длины свободная дистанция для разбега, длина которой зависит от крутизны склона. Чем больше крутизна, тем короче дистанция.  

Перед стартом, после проверки состояния крыла, стропной и подвесной систем (см. раздел «Безопасность полетов» этого сайта) крыло нужно разложить на склоне в форме подковы, наполнив воздухозаборники и сориентировав ось симметрии крыла строго против направления ветра. Для некоторых аппаратов при этом желательно максимально затянуть и стропы управления (СУ) во избежание появления «бабочки» при подъеме крыла [1]. 

Подсоединить свободные концы параплана к карабинам подвесной системы. Взять в руки петли СУ и захватить руками передние свободные концы стропной системы. Убедившись в отсутствии помех по курсу и свободном воздушном пространстве над головой, наклонившись вперед, начать разбег строго против направления ветра, при этом плавно и симметрично поднимая обе руки вверх. Следить, чтобы обе руки при этом были расположены строго параллельно корпусу.

О поведении крыла за своей спиной можно судить по нарастанию и отклонению вектора тяги результирующей силы крыла. Контролировать крыло можно визуально, кратковременно оглядываясь через плечо в сторону-назад. При этом, небольшим изменением направления разбега и увеличением тяги соответствующей СУ корректировать тенденции крыла к завалам в ту или иную сторону. 

После полного выхода крыла в положение над головой продолжать разбег до момента начала отрыва (при старте с крутого склона). Если же склон достаточно пологий, момент первого отрыва может и не быть моментом начала полета; в этом случае, не останавливаясь, нужно продолжать разбег до момента уверенного отрыва и начала полета.  

 

Техника обратного старта.

Применяется при среднем и предельном по условиям безопасности старта ветре (4-8м/с).

Перед стартом, после проверки состояния крыла, стропной и подвесной систем (см. раздел «Безопасность полетов» этого сайта) крыло нужно разложить на склоне в форме подковы, наполнив воздухозаборники и сориентировав ось симметрии крыла строго против направления ветра. Для некоторых аппаратов при этом желательно максимально затянуть и стропы управления (СУ) во избежание появления «бабочки» при подъеме крыла. Подсоединить свободные концы параплана к карабинам подвесной системы.

Взять в руки петли СУ и захватить руками все свободные концы стропной системы. Поднимая вверх один из свободных концов (например, правый правой рукой) провести его над головой и развернуться лицом к крылу, удерживая петли СУ и свободные концы в руках. В процессе разворота проследить за тем, чтобы не произошло зацепов строп за шлем, подвесную систему или элементы одежды пилота. Теперь нужно четко и прочно запомнить, что после подъема крыла разворот навстречу потоку нужно будет выполнять в сторону той руки, которую вы проводили над головой, разворачиваясь лицом к крылу (в нашем случае –вправо). 

После разворота лицом к крылу можно отпустить все задние свободные концы, оставив в руках только передние свободные концы и петли строп управления. 

Слегка отойти назад, осторожно, чтобы не сорвать заранее, нагрузив корпусом (через подвесную систему) крыло, наполнив его воздухозаборники и поставив его вертикально в положение примерно на половину или на три четверти от высоты его хорд.

Убедившись в отсутствии спутывания строп между собой и с крылом, а также в отсутствии помех по курсу и свободном воздушном пространстве над головой, энергично загрузив корпусом подвесную систему, начать подъем крыла вверх за передние свободные концы прямыми руками строго против направления ветра.

При сильном ветре, поднимаясь, крыло может заставить вас двигаться навстречу ему, к чему нужно быть готовым, чтобы не дать сбить себя с ног.

Как только крыло выйдет в положение, не доходя примерно 10 градусов до вертикали, начать энергичный разворот в направлении полета, продолжая загружать крыло и двигаясь вперед. Это особенно важно для тех крыльев, которые имеют тенденцию к броскам вперед через голову пилота.

В этих случаях, парируя эту тенденцию, важно также вовремя затормозить крыло стропами управления.

При сильном ветре (вблизи правой его допустимой границы) и достаточной крутизне склона взлет может произойти практически с места старта и быть похожим на подъем в скоростном лифте. 

Существует еще один вариант техники обратного старта, рекомендуемый  уже опытным пилотам [2].

После разворота лицом к крылу, удерживая в руках петли строп управления (клеванты), взять оба А–свободных конца в одну руку. Вторая рука при этом удерживает все остальные (задние) свободные концы. Поднимая вверх А–свободные концы и одновременно притормаживая за задние, выполняется подъем крыла. При косом выходе крыла, другой рукой необходимо управлять задними свободными концами, отклоняя их вправо или влево.

Примечание.

Некоторые аппараты можно поднимать, просто подтягивая к себе передние свободные концы. 

 Достаточно много хороших рекомендаций опытных пилотов по технике старта можно также найти на парапланерных сайтах: Paraplan.ru и ряде других. 

  

Литература

1. Иванов П.И. Эксплуатация параплана. ISBN 966-95903-1-0. Изд-во Экма. Феодосия. 2001,-76с.

2. Электронный ресурс. http://paraplan.ru/forum/vievpost.php?p=173792. 12.11.2005г.

 


Категория: 8.2 Методы старта и посадки | Добавил: Petr (15.10.2012)
Просмотров: 2857 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ДокторЛивси  
0
Ссыка [2] не работает deal

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]