Приветствую Вас, Гость Среда, 13.11.2024, 12:13 Главная Регистрация RSS
Главная » Статьи » Теория парашюта » 1. Основные термины и определения

СИСТЕМЫ ПАРАШЮТНЫЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Составитель Иванов П.И.
Источник: По материалам ГОСТ 21452–88

СИСТЕМЫ ПАРАШЮТНЫЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма– светлым в скобках.

Общие понятия

Парашютная система – комплекс, состоящий из одного или нескольких парашютов и комплекта устройств, необходимых для его функционирования.
Основная парашютная система (основная система) – парашютная система, предназначенная для выполнения основной функциональной задачи.
Запасная парашютная система (запасная система) – парашютная система, предназначенная для выполнения функциональной задачи в случае отказа или ненормальной работы основной парашютной системы.
Многоступенчатая парашютная система – парашютная система, в состав которой входят парашюты различного функционального назначения, вводимые в действие последовательно.
Примечание. Вытяжной парашют не является ступенью системы.
Многокупольная парашютная система – парашютная система, в состав которой входят два и более основных парашюта. 
Парашют – устройство, состоящее из купола и строп, раскрывающееся в газовой или жидкой среде под действием набегающего потока или принудительно и предназначенное для торможения различных объектов.
Блок парашюта – часть парашютной системы, включающая парашют определенного функционального назначения и комплект устройств, обеспечивающих его соединение с частями системы и с объектом, его укладку и монтаж на объекте.

Основные характеристики парашюта

Площадь парашюта – площадь поверхности купола парашюта, принимаемая за характерную площадь при определении аэродинамических характеристик.
Примечание. Для парашютов типа конусных под площадью парашюта понимают площадь верхнего основания купола.
Сила сопротивления парашюта – главный вектор системы аэродинамических сил, действующих на наполняющийся или наполненный парашют.
Сила лобового сопротивления парашюта – проекция силы сопротивления парашюта на вектор скорости движения парашюта с объектом относительно невозмущенной среды.
Подъемная сила парашюта – проекция силы сопротивления парашюта на нормаль к вектору скорости, лежащую в плоскости симметрии парашюта, при движении парашюта с объектом относительно невозмущенной среды.
Аэродинамическая нагрузка на парашют
(Аэродинамическая нагрузка) – максимальное значение силы сопротивления парашюта в процессе наполнения.
Динамическая нагрузка парашюта
(Динамическая нагрузка) – максимальное значение силы динамического натяжения элементов парашюта, возникающей в результате движения парашюта относительно других частей парашютной системы или объекта.
Средняя эксплуатационная нагрузка на парашют
(Средняя эксплуатационная нагрузка) – расчетная или экспериментальная оценка математического ожидания нагрузки, действующей на парашют, и являющейся определяющей при оценке прочности (определяется на предельных эксплуатационных режимах).
Максимальная эксплуатационная нагрузка на парашют
(Максимальная эксплуатационная нагрузка) – наибольшее значение аэродинамической нагрузки на парашют, возможное при эксплуатации парашютной системы, определяемое как верхняя доверительная граница (ВДГ) с учетом средней эксплуатационной нагрузки, рассеивания нагрузок (СКО) и односторонней доверительной вероятности, заданной в техническом задании.
Скорость снижения парашюта
(Скорость снижения) – вертикальная составляющая скорости установившегося движения парашюта с объектом относительно невозмущенной среды.
Горизонтальная скорость движения парашюта
(Горизонтальная скорость) – горизонтальная составляющая скорости установившегося движения парашюта с объектом относительно невозмущенной среды.
Критическая скорость наполнения парашюта – скорость парашюта в начале его наполнения, при превышении которой парашют не наполняется.
Аэродинамическое качество парашюта
(Аэродинамическое качество) – отношение горизонтальной скорости движения парашюта к его скорости снижения.
Минимально безопасная высота введения в действие парашютной системы
(Минимально безопасная высота) – минимальная высота над уровнем местности, при введении на которой в действие парашютной системы еще обеспечиваются требуемые условия приземления или приводнения объекта.
Путь наполнения парашюта
(Путь наполнения) – расстояние, проходимое объектом за время наполнения парашюта.
Коэффициент сопротивления парашюта
(Коэффициент сопротивления) – отношение силы сопротивления парашюта к произведению площади парашюта на скоростной напор.
Коэффициент лобового сопротивления парашюта
(Коэффициент лобового сопротивления) – отношение силы лобового сопротивления парашюта при данном угле атаки к произведению площади парашюта на скоростной напор.
Коэффициент подъемной силы парашюта
(Коэффициент подъемной силы) – отношение подъемной силы парашюта при данном угле атаки к произведению площади парашюта на скоростной напор.
Коэффициент аэродинамической нагрузки парашюта
(Коэффициент аэродинамической нагрузки) – отношение аэродинамической нагрузки парашюта к произведению площади парашюта на скоростной напор.
Коэффициент динамичности парашюта
(Коэффициент динамичности) – аэродинамическая характеристика парашюта, работающего в условиях трубных испытаний или при постоянной скорости движения объекта, равная отношению аэродинамической нагрузки к силе сопротивления наполненного парашюта.
Коэффициент пути наполнения парашюта
(Коэффициент пути наполнения) – отношение пути наполнения парашюта к квадратному корню из площади парашюта.
Коэффициент времени наполнения парашюта
(Коэффициент времени наполнения) – произведение времени наполнения парашюта на отношение скорости парашюта в начале наполнения к квадратному корню из площади парашюта.
Коэффициент прочности элемента парашюта
(Коэффициент прочности элемента) – отношение разрывной нагрузки элемента парашюта к расчетной разрывной нагрузке элемента, определяемой фактической характеристикой прочности материала.
Коэффициент (потери) прочности парашюта – отношение расчетной прочности парашюта, определяемой с учетом всех ожидаемых потерь прочности, к его номинальной прочности, определяемой характеристикой материалов по техническим условиям.
Коэффициент запаса прочности элемента парашюта
(Коэффициент запаса прочности элемента) – отношение разрушающей нагрузки или разрушающего напряжения к расчетной нагрузке или расчетному напряжению на элемент парашюта.
Запас прочности парашюта – отношение расчетной несущей способности парашюта к расчетной нагрузке на парашют.
Коэффициент проницаемости парашютной ткани
(Коэффициент проницаемости) – отношение скорости протекания среды через парашютную ткань к квадратному корню из удвоенного перепада давления, деленного на плотность среды.
Конструктивная проницаемость купола парашюта
(Конструктивная проницаемость) – система отверстий, выполненных на куполе парашюта для изменения его аэродинамических характеристик.
Коэффициент конструктивной проницаемости купола парашюта
– отношение площади конструктивных отверстий к площади купола парашюта.
Угол атаки парашюта
(Угол атаки)– угол между проекцией вектора скорости потока на плоскость симметрии парашюта и осью связанной системы координат, принимаемой для парашюта.
Примечание. Для осесимметричного парашюта – угол между осью симметрии парашюта и вектором скорости потока.
Критическая длина строп парашюта
(Критическая длина строп) – характеристика наполняемости, за которую принимается такая длина строп, при превышении которой парашют наполняется.
Линейный размер парашюта – линейный размер, характеризующий площадь парашюта.

Коэффициент безопасности – величина, обеспечивающая требуемую надежность по прочности и численно равная отношению расчетной нагрузки на парашют к средней эксплуатационной.
Несущая способность парашюта Ƥ– предельная величина нагрузки, не приводящая к потере функциональных свойств парашюта, даже в результате его частичного разрушения.

Функционирование парашюта

Режим введения парашюта в действие (Режим введения в действие) – совокупность значений траекторных параметров объекта – скорости, высоты и траекторного угла – в момент введения парашюта в действие.
Вытягивание парашюта – процесс извлечения парашюта из устройства, в котором он размещен, до момента распрямления купола, строп и звеньев на всю длину.
Наполнение парашюта – процесс непрерывного изменения формы купола парашюта под действием аэродинамических сил.
Фаза наполнения парашюта (Фаза наполнения) – любая из промежуточных форм парашюта, которые он последовательно принимает при наполнении.
Перецепка парашюта – изменение места крепления парашюта к объекту в процессе наполнения или снижения.
Безударная схема вытягивания парашюта (Безударная схема)– схема вытягивания парашюта, при которой первыми начинают вытягиваться звенья или стропы парашюта и в конце вытягивания скорость парашюта относительно объекта равна нулю.
Ударная схема вытягивания парашюта (Ударная схема) – схема вытягивания парашюта, при которой первым начинает вытягиваться купол парашюта и в конце вытягивания скорость парашюта относительно объекта отлична от нуля.
Наполняемость парашюта (Наполняемость) – способность купола парашюта наполняться при заданных массе объекта, скорости и высоте введения в действие парашюта.
Пульсация парашюта – периодические колебания формы купола парашюта в процессе снижения системы парашют-объект.
Устойчивость парашюта – способность парашюта гасить маятниковые колебания при снижении системы парашют объект.
Категория: 1. Основные термины и определения | Добавил: Petr (01.11.2011)
Просмотров: 2868 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]