Главная » Статьи » Теория парашюта » 1. Основные термины и определения |
СИСТЕМЫ ПАРАШЮТНЫЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Составитель Иванов П.И. Источник: По материалам ГОСТ 21452–88 СИСТЕМЫ ПАРАШЮТНЫЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма– светлым в скобках. Общие понятия Парашютная система – комплекс, состоящий из одного или нескольких парашютов и комплекта устройств, необходимых для его функционирования. Основная парашютная система (основная система) – парашютная система, предназначенная для выполнения основной функциональной задачи. Запасная парашютная система (запасная система) – парашютная система, предназначенная для выполнения функциональной задачи в случае отказа или ненормальной работы основной парашютной системы. Многоступенчатая парашютная система – парашютная система, в состав которой входят парашюты различного функционального назначения, вводимые в действие последовательно. Примечание. Вытяжной парашют не является ступенью системы. Многокупольная парашютная система – парашютная система, в состав которой входят два и более основных парашюта. Парашют – устройство, состоящее из купола и строп, раскрывающееся в газовой или жидкой среде под действием набегающего потока или принудительно и предназначенное для торможения различных объектов. Блок парашюта – часть парашютной системы, включающая парашют определенного функционального назначения и комплект устройств, обеспечивающих его соединение с частями системы и с объектом, его укладку и монтаж на объекте. Основные характеристики парашюта Площадь парашюта – площадь поверхности купола парашюта, принимаемая за характерную площадь при определении аэродинамических характеристик. Примечание. Для парашютов типа конусных под площадью парашюта понимают площадь верхнего основания купола. Сила сопротивления парашюта – главный вектор системы аэродинамических сил, действующих на наполняющийся или наполненный парашют. Сила лобового сопротивления парашюта – проекция силы сопротивления парашюта на вектор скорости движения парашюта с объектом относительно невозмущенной среды. Подъемная сила парашюта – проекция силы сопротивления парашюта на нормаль к вектору скорости, лежащую в плоскости симметрии парашюта, при движении парашюта с объектом относительно невозмущенной среды. Аэродинамическая нагрузка на парашют (Аэродинамическая нагрузка) – максимальное значение силы сопротивления парашюта в процессе наполнения. Динамическая нагрузка парашюта (Динамическая нагрузка) – максимальное значение силы динамического натяжения элементов парашюта, возникающей в результате движения парашюта относительно других частей парашютной системы или объекта. Средняя эксплуатационная нагрузка на парашют (Средняя эксплуатационная нагрузка) – расчетная или экспериментальная оценка математического ожидания нагрузки, действующей на парашют, и являющейся определяющей при оценке прочности (определяется на предельных эксплуатационных режимах). Максимальная эксплуатационная нагрузка на парашют (Максимальная эксплуатационная нагрузка) – наибольшее значение аэродинамической нагрузки на парашют, возможное при эксплуатации парашютной системы, определяемое как верхняя доверительная граница (ВДГ) с учетом средней эксплуатационной нагрузки, рассеивания нагрузок (СКО) и односторонней доверительной вероятности, заданной в техническом задании. Скорость снижения парашюта (Скорость снижения) – вертикальная составляющая скорости установившегося движения парашюта с объектом относительно невозмущенной среды. Горизонтальная скорость движения парашюта (Горизонтальная скорость) – горизонтальная составляющая скорости установившегося движения парашюта с объектом относительно невозмущенной среды. Критическая скорость наполнения парашюта – скорость парашюта в начале его наполнения, при превышении которой парашют не наполняется. Аэродинамическое качество парашюта (Аэродинамическое качество) – отношение горизонтальной скорости движения парашюта к его скорости снижения. Минимально безопасная высота введения в действие парашютной системы (Минимально безопасная высота) – минимальная высота над уровнем местности, при введении на которой в действие парашютной системы еще обеспечиваются требуемые условия приземления или приводнения объекта. Путь наполнения парашюта (Путь наполнения) – расстояние, проходимое объектом за время наполнения парашюта. Коэффициент сопротивления парашюта (Коэффициент сопротивления) – отношение силы сопротивления парашюта к произведению площади парашюта на скоростной напор. Коэффициент лобового сопротивления парашюта (Коэффициент лобового сопротивления) – отношение силы лобового сопротивления парашюта при данном угле атаки к произведению площади парашюта на скоростной напор. Коэффициент подъемной силы парашюта (Коэффициент подъемной силы) – отношение подъемной силы парашюта при данном угле атаки к произведению площади парашюта на скоростной напор. Коэффициент аэродинамической нагрузки парашюта (Коэффициент аэродинамической нагрузки) – отношение аэродинамической нагрузки парашюта к произведению площади парашюта на скоростной напор. Коэффициент динамичности парашюта (Коэффициент динамичности) – аэродинамическая характеристика парашюта, работающего в условиях трубных испытаний или при постоянной скорости движения объекта, равная отношению аэродинамической нагрузки к силе сопротивления наполненного парашюта. Коэффициент пути наполнения парашюта (Коэффициент пути наполнения) – отношение пути наполнения парашюта к квадратному корню из площади парашюта. Коэффициент времени наполнения парашюта (Коэффициент времени наполнения) – произведение времени наполнения парашюта на отношение скорости парашюта в начале наполнения к квадратному корню из площади парашюта. Коэффициент прочности элемента парашюта (Коэффициент прочности элемента) – отношение разрывной нагрузки элемента парашюта к расчетной разрывной нагрузке элемента, определяемой фактической характеристикой прочности материала. Коэффициент (потери) прочности парашюта – отношение расчетной прочности парашюта, определяемой с учетом всех ожидаемых потерь прочности, к его номинальной прочности, определяемой характеристикой материалов по техническим условиям. Коэффициент запаса прочности элемента парашюта (Коэффициент запаса прочности элемента) – отношение разрушающей нагрузки или разрушающего напряжения к расчетной нагрузке или расчетному напряжению на элемент парашюта. Запас прочности парашюта – отношение расчетной несущей способности парашюта к расчетной нагрузке на парашют. Коэффициент проницаемости парашютной ткани (Коэффициент проницаемости) – отношение скорости протекания среды через парашютную ткань к квадратному корню из удвоенного перепада давления, деленного на плотность среды. Конструктивная проницаемость купола парашюта (Конструктивная проницаемость) – система отверстий, выполненных на куполе парашюта для изменения его аэродинамических характеристик. Коэффициент конструктивной проницаемости купола парашюта – отношение площади конструктивных отверстий к площади купола парашюта. Угол атаки парашюта (Угол атаки)– угол между проекцией вектора скорости потока на плоскость симметрии парашюта и осью связанной системы координат, принимаемой для парашюта. Примечание. Для осесимметричного парашюта – угол между осью симметрии парашюта и вектором скорости потока. Критическая длина строп парашюта (Критическая длина строп) – характеристика наполняемости, за которую принимается такая длина строп, при превышении которой парашют наполняется. Линейный размер парашюта – линейный размер, характеризующий площадь парашюта. Коэффициент безопасности – величина, обеспечивающая требуемую надежность по прочности и численно равная отношению расчетной нагрузки на парашют к средней эксплуатационной. Несущая способность парашюта Ƥ– предельная величина нагрузки, не приводящая к потере функциональных свойств парашюта, даже в результате его частичного разрушения. Функционирование парашюта Режим введения парашюта в действие (Режим введения в действие) – совокупность значений траекторных параметров объекта – скорости, высоты и траекторного угла – в момент введения парашюта в действие. Вытягивание парашюта – процесс извлечения парашюта из устройства, в котором он размещен, до момента распрямления купола, строп и звеньев на всю длину. Наполнение парашюта – процесс непрерывного изменения формы купола парашюта под действием аэродинамических сил. Фаза наполнения парашюта (Фаза наполнения) – любая из промежуточных форм парашюта, которые он последовательно принимает при наполнении. Перецепка парашюта – изменение места крепления парашюта к объекту в процессе наполнения или снижения. Безударная схема вытягивания парашюта (Безударная схема)– схема вытягивания парашюта, при которой первыми начинают вытягиваться звенья или стропы парашюта и в конце вытягивания скорость парашюта относительно объекта равна нулю. Ударная схема вытягивания парашюта (Ударная схема) – схема вытягивания парашюта, при которой первым начинает вытягиваться купол парашюта и в конце вытягивания скорость парашюта относительно объекта отлична от нуля. Наполняемость парашюта (Наполняемость) – способность купола парашюта наполняться при заданных массе объекта, скорости и высоте введения в действие парашюта. Пульсация парашюта – периодические колебания формы купола парашюта в процессе снижения системы парашют-объект. Устойчивость парашюта – способность парашюта гасить маятниковые колебания при снижении системы парашют объект. | |
Просмотров: 2868 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |